Friday 4 April 2014

Ода слову Вовремя - Часть 2ая


Я в первой части соловьем разлилась про ситуацию с приборкой. Мне показалось что это хороший, понятный пример. В итоге, у многих сложилось впечатление, будто другие аспекты жизни меня и вовсе не волнуют. Учитывая текущее состояние нашей хаты, есть в этом какая-то патетика и признаки особо циничного лицемерия. 
Данная фотка демонстрирует высокую
мораль и интеллектуальное развитие:)
А еще надо ли говорить, что уж как раз уборку-то в значительной мере я и протормозила со своей старшей. Кстати, в целом, со старшей мне тупо повезло. Она у меня вменяемый, разумный и в общем беспроблемный подросток. Даже, не побоюсь этого слова, добрый. Ага, бывает и такое. И это несмотря на весь набор моих педагогических косяков. Качественный просто попался экземпляр и любимый.

Так вот я, помнится, все на высокую мораль и интеллектуальное развитие напирала. А на бытовые моменты я просто клала, как на второстепенные. В итоге ровно то, чему я успела ее вовремя научить - то она и делает без проблем. Остальное теперь жизнь научит, надо понимать. Вот к 12 годам не научила свет тушить, посуду до раковины доносить. Все. Надо было расслабиться, шуршать самой, махать тряпкой и мило улыбаться. А я сначала клала-клала, а потом заколебалась и давай ломатъ об это нервы: каждый день ходить сзади, напоминать, получать снаряды глазами в потолок, звереть, зеленеть и покрываться пупырьями. В результате все взлелеянные дружественно-доверительные отношения чуть было не накрылись об это дело медным тазом. Так по ушам-то ездить - каждый день напоминать... какие там отношения к такой-то матери - одно болото.

Но теперь-то я лучше знаю, до какой меры я в состоянии шуршать сама. А какие вещи все же лучше заранее в привычку вписать. Точно до 12 лет, а лучше до 8. Потому что к 12 годам уже тоже "про тушение света" лучше на мозги не капать.Совсем.

Так что теперь с младшей Катенькой я “прыгаю”: прибираю игрушки, привлекаю к хозяйству, кладу вещи на место - как будто меня сильно волнует, где проведет ночь паровозик "Лего". Надеюсь не повторить те же ошибки по той же схеме хотя бы с младшей. Ибо выяснилось, что они в потенциале способны разрушить любые, даже самые дружеские отношения. 

Еще потому, что я теперь знаю - чем позже начнешь, тем оно труднее. Когда дети совсем маленькие, нам кажется, что они ничего не понимают. А вот сейчас они подрастут, и тут-то мы им каааак все обьясним. А потом они подрастают, и выясняется, что теперь-то они понимают, только слушать не хотят.

Когда моей Катеньке было месяцев 8-10, она ползала по полу и никому не мешала, моя свекровь научила ее слову "ни-ни". Мне бы и в голову не пришло. Во-первых, не было очевидной обьективной необходимости - все равно ходишь за ней как пришитый. Во-вторых, глядя на это существо, как-то трудно себе представить, что оно тебя вот сейчас прямо и поймет. Зато когда ей было чуть больше года, я вдруг с удивлением обнаружила, что мне не надо бежать за ней к краю лужи - я просто могу сказать магическое "ни-ни", и оно, черт возьми, работает.

Это вот Катенька как-раз задумала,
как проверить эти самые границы:)
Я много раз слышала, что у Катеньки такой редкий удивительный темперамент, что она вот такая послушная. Сама пребываю в полной уверености, что ничего подобного. Очень даже живенький у нее темперамент, и с хитрой мордой проверить границы она очень даже готова. И никакой она не "золотой" ребенок, а очень даже обычный чертенок. Просто эти самые границы и самый факт их наличия ей вовремя внедрили в сознание. Вот так мне повезло. У нее граница "ни-ни" чипирована в подкорку, на подсознание. Отсюда и магия. Поэтому теперь мы и ходим с ней в кафе и по магазинам спокойно и не напрягаясь. Это не значит, что Катенька всегда себя хорошо ведет, конечно, нет. Просто в целом она скорее управляемая, чем наоборот.

Тем не менее, уборка и "нельзя" у тодлеров, это только два примера. Только два из всего богатого набора подстав, о которые можно споткнуться. Слово "вовремя" мне кажется очень-очень важным буквально по отношению ко всем статьям. Сдается мне, что мы часто и многое делаем с опозданием на N лет. Вот, например, про манеру общаться.


Представим, что мы наблюдаем такую сцену. Одна девочка из приличной русской семьи делает уроки. Хорошенькая  такая лапа, вся в бантиках Хеллоу Китти. На щечках ямочки, на маечке киса, по плечам золотые кудри. Самой лет 5, глаза голубые и полные печали. Ибо заловили и привлекли.

Перед девочкой тетрадь, а в тетради утки. Полный разворот одинаковых уток - скучные такие черно-белые утки, ни одной правдоподобно розовой или хотя-бы желтенькой. Диалог идет по заранее накатанной схеме:
                Мама: Заинька, прочитай задание, что тут надо сделать?
                Заинька глазки на шкаф.
                Мама: Заинька, прочитай задание сама... смотри, тут написано: “Count the ducks in the pond and put the number in the box
Заинька: WHAAATTT ???
(Таким тоном слово "ЧТО?" умела прогреметь нашa завучиха в незабвенной 67-ой гимназии, если кто-нибудь решался спросить, не отменили ли случайно "труд" в связи с наступлением коммунизма. Правда, таких смелых хулиганов в нашем классе было мало, приходилось из-за угла наблюдать дерзость страшеклассников. Именно этой, неподражаемой по силе интонацией, «заинька» и выдает свое «whaaattt»).
Мама: Ну смотри тут все просто, надо просто посчитать уточек в прудике и записать цифирку в квадратик.
Заинька: Muuuum, I knoooow!!!

С первого захода «заинька» вполне благополучно долетает до конца первого пруда, ибо уток в нем, Слава Богу, только две и столь же благополучно рисует цифру «два» в нужном месте. Мама тут же подлетает проверить и педагогично хвалит. Прудика через два-три бантики Хеллоу Китти начинают кренится в сторону, золотые кудри падать на колени, и обессилевшая заинька медленно сьезжает со стула, а уточек тем временем прибывает по нарастающей. Цифры вытягивают шеи и лезут за пределы квадратиков. Мама все еще протокольно хвалит, но уже начинает выступать с мягкими критическими замечаниями. Надо ли говорить, что напряжение растет, опережая наплыв уток. В последнем прудике их 17, и это драма. 

После стадиии "I want to do it myyyyyy way ", «заинька» незбежно теряет контроль над собой. Мама же терпелива и намерена лететь до конца прудиков, ни разу не крякнув. Мама готовит обед, кормит младенца и между делом пытается развлечь гостей занимательной беседой о том, как нынче много в английских школах задают .

Понятно, чего именно мама пытается достичь. Ей нужно, чтобы домашнее задание на завтра ушло в пристойном виде, а дите, не дай Бог, не отстало по математике. Мы, русские мамы, зачастую склонны к имперским амбициям по поводу детского образования. А тем временем, мне кажется, что она теряет на двух-трех основных моментах, которые потом будет очень трудно исправить. Ребенок говорит с ней совершенно недопустимым тоном, а она как бы не замечает. И умение работать самостоятельно "нервно курит в сторонке". Не говоря уж об ответах на английском. Просто есть какая-то текущая цель, и мама честно пытается ee достичь...
По опыту предыдущего раза подозреваю, что будут комментарии из серии "я уроки делать не заставляю и все". Желание сегодня сделать уроки я привела только как один возможных родительских приоритетов.

Приоритеты у всех разные и цели у всех разные. Дело сейчас не в том, какие именно мы выбрали для себя приоритеты. А в том, что ради достижения сиюминутных целей мы не замечаем, как жертвуем стратегическими. Торопимся и носим детей на руках, чтоб быстрее до машины добежать, и в итоге они не привыкают бегать сами. Хотим сейчас обязательно хоть чем-нибудь накормить, чтоб спокойно погулять. В итоге позволяем капризничать с едой, смотреть телек за столом и что-нибудь еще, что вообще-то позволять не собирались. Или вот, как мама заиньки, хотим сделать уроки, при этом теряя буквально на всем остальном.


А я все это к чему, что надо-то, получается, все-время думать и на 3 шага вперед. Вот что мы хотим воспитать и как мы это делаем сегодня. А оно трудно и терпелки не хватет. Вот. Конфуций нам в помощь и барабаны.

No comments:

Post a Comment