Tuesday 8 July 2014

Катерина Мурашева и ее практика


Прочитала я теперь книжку «Ваш непонятный ребенок" Мурашевой. Получила большое удовольствие. Прекрасно изложенный набор случаев из практики детского психолога. Что-то похожее на книжки Ирвина Ялома, только у Ирвина оно все уходит в многослойные неоднозначные рассуждалки, а у Мурашевой, конечно-ж, в понятные практические советы. Что прекраснее, теряюсь сказать, но я сейчас про Мурашеву.

У нее организовано так, что каждая глава начинается с прихода к ней клиента и его изложения типичной детской проблемы. И тут, я Вам доложу, рисуются до боли знакомые, вот прямо свои родные характеры и сюжеты. Такое впечатление, что там побывала Ваша соседка, начальник и племянница мужа, потому что проблемы эти, они как-то вокруг, везде и всегда с нами. Очень так живенько представляются воображению герои, аж дышат за Киндлом и вздыхают тяжко. После изложения проблемы, идет кусок теории, а потом развязка в форме предложенного автором курса действий и результата. 

Результат, правда, неизменно положительный и "на ура". Тот единственный раз, когда не вышло - явно по вине родителей. Получается, слегка похоже на американские продажи и у кого-то может вызвать недоверие. Но тут мне кажется, надо учитывать цель - мы же полезные советые хотим получить, а не практический опыт "проб и ошибок". С ошибками - это было-бы тома 3, а кто нынче берет в руки такие килограммы?

Мне кажется, если взять средний школьный класс, то там скорее всего будет весь полный набор персонажей, прямо по списку оглавления: Капризная Лариса, маленький агрессор Игорь, стеснительная Ксюша, Галя и ее страх темноты, девочка Зоя, которая не хочет учить буквы и очень талантливый Валерий, который вообще ничего не хочет. Полный набор всех стандартных вариаций детских проблем, представленный на живых детях и их родителях. 

Таких "живых", что невольно задумаешься, реальные ли это случаи из практики или типичные образы? Я этого не знаю. Если реальные случаи, то ума не приложу, как она сумела с ними со всеми договориться. Если собранные и додуманные образы, то она тогда не только психолог, но и талантливый писатель. Впрочем, не важно - и в том и в другом случаe сомневаться в таланте и порядочности автора как-то и в голову не приходит.

Проблемы все очень разные, но в подходе к решению просматривается общая нить. Получается, что так или иначе нам предлагается найти в каждом ребенке его "Ресурс" и способ использовать этот "Ресурс" в мирных целях.  "Ресурс" это не талант, а нечто достигнутое на основе способностей. Например, умение слушать, достигнутое на основе флегматичного темперамента, или умение красиво петь, развитое на основе сильного голоса. Мурашева утверждает, что такой "ресурс" есть у каждого ребенка, за него можно уцепиться и за его счет работать над проблемой. Книжка состоит из примеров того, как это делать.

Причем советы и подход к делу такой, что мне кажется, он и беспроблемным детям всегда во благо. Флегматичному мальчику - кружoк бисероплетения, а Гиперактивному мальчику - собаку, велосипед и поиски кладов с папой.

Не знаю, ставила ли себе автор задачей некую нейтральную оценку личностей, поступков и мировоззрения своих персонажей. Если да, то, к моему удовольствию, не вышло. Личность Мурашевой и ее отношение к жизни так и сквозит в каждом параграфе, вываливается из всех щелей вместе с чувством юмора и цинизмом.  И мне лично эта личность очень симпатична. Так про собаку есть прекрасный момент в диалоге:
            Мурашева: — И завести собаку. Только не какую-нибудь там таксу или коккер-спаниеля. Эрдельтерьер или даже лучше фокстерьер…
            Мама: — Но они же лают все время! —
            Мурашева: Да, лают! — плотоядно усмехнулась я
По-моему, этим "плотоядно" много что сказано. Я вот хоть и не психолог, а у меня это "плотоядно" может тоже наболело:) Ох уж эти дамы со своими коврами... Неоднократно слышала и наблюдала, как 10ти летнему ребенку выдают "Ну ты сам подумай, что у нас будет с ковром". И в серьез рассчитывают на понимание и на сочувствие. Ага - к ковру.

Отдельной статьей, очень понравилось то обстоятельство, что автор знаком с реалиями сегодняшнего дня и в книжке-таки есть момент про "разницу поколений" и про влияниe компьютера на сознание. И самое для меня ценное и актуальное - есть глава про любовь к чтению и современные тендеции в информационном пространстве.

Катечке уже 2 года и она тоже старательно косит
 под "злого тоддлера". Растет дочка - очень занятно наблюдать:)
В-общем, детские проблемы и некий подход к их решению описан здорово, мне кажется. Правда, там почти ничего нет из практических советов для таких как я. Вот что мне делать с самой обычной Катькой, когда на предложение уйти с площадки, она залезает в трубу и вредным голосом вещает оттуда свое "НЕЕЕ" миру... про это там ничего не сказано. Это по-прежнему приходиться выяснять у старших товарищей, а на момент чистки зубов так и вовсе позорно звать папу.

Впрочем, главу про развитие речи я читала с пристрастием и придыханием, и 3 раза. Ибо словарным запасом наша Катечко что-то совсем не блещет. 

Думаю, в целом, это то самый случай, когда на каждую обычную Катю найдется по своей полезной главе...

Стоит человек и плачет закрыв от горя лицо руками и вдруг посередь неподдельной драмы, секундная пауза и между пальцев появляется хитрый и очень довольный собою глаз. Я, извините, начинаю ржать, а человек еще неистовей плакать. Причем уже значительно искренней. Это как? правильная реакция? Надеюсъ, что да, а то смешно-ж очень

No comments:

Post a Comment