Книжка-же Гиппенрейтер, на мой взгляд, бесценна. Наверное, просто потому что это психологический ликбез. Когда эти вещи читаешь, может показаться, что они лежат на поверхности и как-то недостаточно сложны для науки. А тем временем их очень легко упустить и они очень дорого стоят. Так дорого, что не грех и заучить:)
Одно Активное Слушание чего стоит. Знаете, подруга моя Аня, недавно начала жить со своей 5ти летней падчерицей. Девочка довольно трудная и Анька очень старается наладить с ней контакт. Первые несколько месяцев мало что получалось. Все методы, которые хорошо работают на ее собственном ребенке, конечно, все мимо. Остальное все перепробовали, к психологу ходили... не реагирует ребенок. Однажды, звонит окрыленная, рассказывает, что у них, кажется, прорыв, удалось ключик волшебный подобрать. Рассказала, примерно следующее. Стоит ее девочка и как всегда громко кричит: "Не хочу делиться!!! Не хочуууу". Тут Анька возьми да скажи: "Ты не хочешь делиться". У ребенка первый раз возник живой интерес ко взрослому в глазах:) Впечатление такое, что хоть кто-то, наконец, понял, в чем дело. А то объясняешь этим взрослым, объясняешь... Анька, уверяет, что именно с этого момента, с ней стало возможно разговаривать. Дальше поток эмоций на тему "что ж я раньше не догадалась, 3 месяца потеряла".
Вот она - моя взрослая умная девочка:) |
Ха. Это Анька 3 месяца, я значительно дольше. Я дождалась, пока моя девочка выросла лет до 15ти, поумнела и сама мне все по полкам разложила. Так и сказала: "Знаешь, мне иногда бывает неприятно тебе свои школьные дела рассказывать". Почему??? "Потому, что у нас в английском обществе, принято так, что когда я подружкам рассказываю, они сначала мне говорят, как они мне сочувствуют и жалеют, а потом обсуждают. А ты сразу переходишь к советам и это невыносимо. То есть я знаю, что ты сочувствуешь, но мне все-равно обидно." То есть, я-то, пардон, на 6 лет это активное слушание пролюбила. Можете себе представить, сколько я за шесть-то лет наломала дров?:)
Другое дело (есть у меня подозрение), что попадись мне книжка Гиппенрейтер шесть лет назад, я бы прочитала, покивала, и забыла. Не было у меня на тот момент накопленных эмоций по теме. Мне тогда вообще казалось, что как-то специально детей "воспитывать" - это лишнее занудство. Надо их просто любить и все будет хорошо. А теперь я насмотрелась на детей, которых просто любили, и сама поогребала от души. Так что теперь тема воспитания очень интересна, а на эмоциональном уровне так просто поперек хребта.
Единственный недостаток в этой книге, как мне кажется, сводится к тому, что написaна она в 90е годы в Москве. Трудно упрекнуть в этом автора:) Но книжка все-таки в значительной мере заточена под ТО общество и практические советы больше ориентированы на типичные проблемы ТОЙ реальности, а не нашей. Сама Гиппенрейтер замечает в предисловии, что пост-советское общество отличается авторитарным стилем общения, в то время как ее книга направленна на то, чтобы научить родителей гуманному (построенному вокруг личности) подходу к общению. Прошло 20 лет и мы не в пост-советском пространстве (Слава Богу!!!). Общество, в котором мы живем уже соооовсем другое. Соответственно и проблемы родительства другие.
В книжке, например, прямым текстом объясняется, что одинаково вредны для ребенка как режим "закручивания гаек" так и "попустительство". Однако доминирующее количество практических примеров посвящено тому, как избежать "закручивания гаек". Оно и понятно - в пост-советском обществе, надо понимать, людей делающих эту ошибку было сильно больше, чем тех, кто "все разрешил". Но теперь-то у нас, как мне кажется, как раз наоборот. Как-то трудно себе представить, что в современном обществе до сих пор есть родители, которые думают, что если детей лишний раз обнимут или похвалят, то они сразу испортятся...:) Зато тех кого "перехвалили" не по делу, вокруг много.
А мне вот как раз не хватает практических советов для тех, кто уже твердо усвоил, что гуманизм - это хорошо! Вот про ответсвенность, например, очень меня интересует тема. В книжке неоднократно подчеркнуто, что надо постепенно и последовательно передавать ее ребенку, ровно настолько, насколько он может справиться. Очень интересно... Основной и классический пример, про то как научить не просыпать школу - дать пару раз проспать. А когда начинать? А что сделать с тем, что в нашей "праймери" Вас вызовут школу и в красках распишут Вам, что это Ваша ответственность, а не ребенка. И ребенку то же самое скажут....
Мне бы сюда такую мудрую Гиппенрейтер, чтоб мне про здесь и сейчас рассказали:) Не знаете такую?
А что еще почитать, знаете? How To Talk So Kids Will Listen and Listen So Kids Will Talk - Уже посоветовали 3 раза, а что еще?
А это мы с Плюшкой на заре знакомства - 2 не знакомые девочки:) |
No comments:
Post a Comment